1025 Академия профориентации
+7 906 577 09 77
0
0 items
  • В корзине нет продуктов.

15 ошибок выбора профессии

15 ошибок выбора профессии

содержание

15 ошибок в профориентации

Ошибка 1.
Планирование карьеры, опираясь на текущую ситуацию на рынке труда

Это самая распространенная ошибка. Родители не учитывают, что внедрение информационных технологий изменят структуру профессий. Какие-то профессии умрут, а какие-то неизвестные появятся в ближайшем горизонте будущего. Возможно, что выбранная вами профессия переводчика просто может исчезнуть через год-два. Уже сейчас на рынке появились бытовые переводчики, способные переводить в реальном времени с 28 языков мира. И такие технологии с каждым годом все дешевеют.  А SKYPE, например,  на днях предложил синхронный перевод моих разговоров на английский язык.

Совет: планируйте карьеру в горизонте 8-10 лет. Представьте,  ребенок уже закончил школу и имеет 1-2 года опыта работы. Наша задача — найти точку входа на рынок труда, а далее ребенок сам сориентируется какое место работы ему наиболее подойдет. 

Ошибка 2. Выбор обучения за рубежом без планирования дальнейшего трудоустройства

Сегодня железный занавес — это уже история из прошлого и многие родители рассматривают возможность обучения ребенка за границей. Учиться за границей сегодня — не проблема, проблема — что с этим делать дальше. Не всегда зарубежное образование востребовано у нас и высоко оплачивается. Я лично знаю несколько историй, когда дети успешно учились в Испании и Англии в очень рейтинговых учебных заведениях, а потом не могли найти себя после возвращения на родину. Ведь амбиции уже сформированы по другим принципам. И работать, ориентируясь на другие стандарты, очень тяжело морально. Да и заработная плата, как правило, на порядок ниже заграничного уровня. Поэтому при выборе обучения за рубежом обязательно думайте — А что дальше? 

Так, например, я консультировала маму, которая отправила ребенка учиться во Францию на экономический факультет. Ребенок успешно проучился, посмотрел Европу. Мама обеспечивала на время обучения всеми ресурсами. Но после окончания вуза законодательство не позволило ему работать во Франции, поэтому пришлось вернуться в Россию. А в России полученные профессиональные знания оказались невостребованными. Ведь учет и бюджетирование организовано по другому принципу. Поэтому мы искали пути как встроиться в экономику с уже имеющимися компетенциями. И нашли вариант — целенаправленно искали компании — филиалы европейских государств. Параллельно я порекомендовала пройти курсы повышения квалификации по специальным дисциплинам. В этом случае все обошлось достаточно безболезненно. Но было упущено время на адаптацию к российскому рынку труда. Поэтому просчитывайте все возможные риски получения зарубежного образования.

Совет: обучение за границей — это возможность, которая действительно даст новые интересные компетенции и знакомства. Но решите уже сейчас где ребенок будет работать после окончания ВУЗА: в какой стране и по какой профессии. Ситуация в каждом государстве индивидуальна на рынке труда и возможное получение престижного зарубежного образования может превратиться в ограничение. И это вынудит ребенка начинать свою карьеру с самых низов.

Ошибка 3. Незнание происходящих изменений в трудовом законодательстве российского государства

Кто-то уже слышал о профстандартах?

Может быть кто-то уже проходил экзамен по независимой оценке квалификации? Вы спросите: А что это такое?

Это новая парадигма нашего рынка труда. В ближайшее время работать без базовой профессиональной подготовки будет запрещено. И все работники должны будут подтвердить свой уровень квалификации на независимых профессиональных экзаменах в специальных центрах. Я это называю «ЕГЭ по профессии». Да, и это очень сильное ограничение в выборе профессии. Теперь просто пойти в институт и «получить корочку» нужно обдуманно. 

Совет: Принимайте решение о выборе профессии, понимая ограничения определенных профессий. Для этого необходимо еще до поступления в учебное заведения разобраться с подробной структурой профессии.  (Этой теме как раз посвящен один из уроков в Онлайн школе профориентации Знай и Пробуй). Учиться, чтобы получить корочку — это уже неактуально.

Ошибка 4.
Мнение взрослых о престижности профессии

Еще лет 15 назад было престижно поступить на исторический факультет педагогического института, потому что выпускники могли работать в администрации города или области. Работа в государственной структуре считалась очень престижной. Можем ли мы считать зарплаты выше 100 тыс.рублей на рабочих специальностях престижными? Скорее да, чем нет. Престижность изменила свое одеяние. Могли бы мы еще несколько лет назад представить себе, что профессия Сварщик может быть престижной? Работа ремесленников сегодня также престижна и уважаема как и работа на руководящих должностях.

Совет: чтобы не совершить ошибки, встречайтесь с отраслевыми специалистами, чтобы узнать, какие профессии престижны и почему.

Ошибка 5. Непонимание тенденций развития рынка труда

Одной из ярких особенностей рынка труда сегодня является смешение профессий. Одни профессии стали “втягивать” в себя знания и навыки из других профессиональных областей. К примеру профессия Менеджер по персоналу сильно трансформировалась за последние 20 лет. 

Долгие десятки лет существовала должность Инспектор по кадрам. В 2000 годах к основной функции учета кадров стала добавляться функция Подбора персонала. Так родилась должность — менеджер по подбору персонала, затем фокус внимания в компания стал развиваться в направление Развитие и обучение персонала, так возникла новая должность «Менеджер по обучению и развитию персонала», который активно занимался оценкой и обучением персонала. Теперь подбор и обучение персонала  очень активно переходит в плоскость интернет-пространства и менеджер по персоналу фактически стал объединять в себе функции журналиста, дизайнера, смм-менеджера и маркетолога. Стоит предположить, что в ближайшие годы эта профессия вберет в себя элементы и других профессий. 

Совет: консультируйтесь специалистами рынка труда (менеджерами по персоналу, рекрутерами, менеджерами по обучению персонала, инспекторами отдела кадров, руководителями служб по управлению персоналом) — они вам расскажут о трансформации профессий. Таким образом вы поймете какие знания необходимо получать, чтобы стать востребованным специалистом. 

Ошибка 6. Незнание свойств и качеств профессий

Пример: девочка-школьница два года изучала вузы, посещала Дни открытых дверей, успешно сдала ЕГЭ, выбрала специальность и поступила в Вуз. Но каково же было ее разочарование узнать через год, что она станет инженером, а не врачом. Неправильное трактование специальности и незнание особенностей профессиональной деятельности может привести в заблуждение не только ребенка, но и родителя.

Совет: при выборе специальности изучайте всю возможную информацию о качествах профессии. На онлайн курсе ПРОБУЮ мы разбираем более 50 свойств профессии. 

7 ошибка в профориентации. Обещание ребенку, что после института мы тебя устроим на работу

Это один из самых распространенных ошибочных родительских убеждений. Вы точно можете гарантировать, что через 5-7 лет ваши знакомые не покинут возможное место работы или вы потеряете это знакомство ввиду каких-либо обстоятельств? Поверьте, устроиться на работу выпускнику по полученной специальности не составляет особого труда. Да, нужно приложить усилия, но молодые специалисты востребованы практически во всех сферах. А знакомства здесь могут выступить ограничением для вашего чада, ведь он так и не научится самостоятельности. 

Совет: вы, как родитель, можете учитывать этот фактор как дополнительный ресурс. Но рассматривать наличие деловых связей в качестве основного критерия – слишком опасно. Можете разочаровать ребенка, если что-то пойдет не по плану. 

8. Ссылаться на «тетю Валю, которая много зарабатывает!»

Для того, чтобы тетя Валя зарабатывала много она прошла очень большой профессиональный путь. Скорее всего это был путь от самых истоков — от рабочих специальностей и до руководителя. Такие примеры скорее всего могут послужить вам и вашим детям примером успешной карьеры, а не в качестве выбора специальности — «иди учиться на бухгалтера, будешь получать так же много, как тетя Валя».

Совет: попросите успешных людей из вашего окружения рассказать о своем пути в карьере: какие сложности пришлось пройти, чего удалось достичь и почему.

9. Строить карьеру ребенка, основываясь на нереализованных амбициях родителя

Вы с самого детства мечтали стать учителем. Но обстоятельства не позволили: то ситуация в экономике изменилась, то уровень зарплаты не устраивал, а потом надо было еще переехать в другой регион. И не сложилось, но очень хотелось. И теперь можно реализовать свои несбывшиеся мечты в ребенке и представить, как он будет учить детей, станет уважаемым человеком и будет радовать нас своими успехами в старости.

Совет: выключите свой эгоизм, это не ваша жизнь, а жизнь другого человека, у которого есть свои мечты.

10. Реализовывать семейные интересы с помощью карьеры ребенка

Ситуации, конечное, могут быть разными. И иногда такой вариант действительно возможен. Но это должен быть осознанный шаг ребенка, а не манипуляции родителей.

Например, по просьбе мамы я консультировала студента, будущего выпускника по составлению резюме. Мама попросила меня подготовить сына для собеседования и составления резюме в компанию к конкурентам, чтобы изучить технологию производства и систему управления компании. После консультации я поняла, что парню интересна совершенно другая область деятельности и он мечтает о другой карьере. Я нарушила первоначальное техническое задание, но я не нарушила профессиональных принципов.  Я исходила из интересов ребенка и решала его задачи во время консультации: мы выстроили карьерный гипотезы и составили план действий по развитию карьеры в интересующей его сфере деятельности.  Теперь это успешный высокооплачиваемый специалист, успехами которого гордится вся семья.

Или еще один пример из жизни: дочь пойдет учиться в этот институт, потому что в нашей семье нет врача. Вы можете предположить дальнейшее развитие ситуации? Я думаю, что только в 10 случаях из 100 карьера будет развиваться по родительскому сценарию, в остальных 90 случаях произойдет смена карьеры.

Совет: поставьте на первое место интересы ребенка.

11. Не пускать ребенка в другой город

Родительский страх за безопасность, отсутствие комфорта, неудобства, неизвестность — это естественные родительские переживания. Подумайте, какие перспективы и возможности вы приобретете или потеряете, какие ресурсы у вас есть и могут быть. Может быть стоит рискнуть, ведь вернутся он всегда успеет?

Совет: при выборе учебного заведения по региональному фактору оцените свои ресурсы и возможности. Помните, пройдет десяток лет и ребенок может сказать: Меня просто не отпустили в другой город, поэтому все так и сложилось…

12. Ребенок мечтает стать «Крепким орешком»

Идеализация героев или привязанность к учителю.

Образцы поведения вдохновляют и заставляют развиваться. Этот фактор является очень сильным внутренним мотиватором для развития карьеры. Но в этом случае прошу вас перепроверить приверженность вашего ребенка созданным идеалам. Предложите ребенку рассмотреть другие варианты профессионального выбора, возможно он просто не знает о других возможностях самореализации. К  этому же фактору можно отнести любовь ребенка к определенному школьному предмету или желание учиться только в конкретном учебном заведении.

Совет: регулярно информируйте ребенка о многообразии профессий, покажите ему примеры успешных людей из других профессиональных областей, это позволит вам или подтвердить существующую гипотезу или создать новую карьерную гипотезу.

13. Выбирать профессию «за компанию»

В школу пришел представитель ВУЗа и рассказал, какой прекрасный вуз готовит специалистов и как можно весело учиться. 5 человек решили поступать и поступили, «за компанию». Через два-три года у всех появились свои интересы и компания распалась, а специальность осталась. Двое поняли, что совершенно не соотносят себя с выбранной профессией, двое решили, что профессия неперспективная, а один продолжил учиться и успешно получил диплом.

Совет: если вы понимаете, что ваш ребенок выбирает профессию «за компанию», объясните ему, что компания имеет тенденцию распадаться или изменяться. А работать «за компанию» вряд ли получится. Может стоит поискать другие факторы выбора профессии?

14. Нужно продолжать профессиональную династию. Кому?

Я очень уважительно отношусь к сохранению профессиональных династий. Многие бизнесмены сейчас подходят к решению — а кому же передать созданный мной бизнес? Я за сохранение семейных традиций и семейного бренда. Но если у вас есть толика сомнений в том, что ребенок не сможет продолжить ваше дело или он не мечтает работать в семейном бизнесе, то не настаивайте, вернитесь к п. 11, перепроверьте гипотезу с помощью внешних помощников и психологов.

Совет: династию продолжать надо,  предварительно приняв родительское решение, что ребенок будет достойным продолжателем семейного дела.

14. Нужно продолжать профессиональную династию. Кому?

Я очень уважительно отношусь к сохранению профессиональных династий. Многие бизнесмены сейчас подходят к решению — а кому же передать созданный мной бизнес? Я за сохранение семейных традиций и семейного бренда. Но если у вас есть толика сомнений в том, что ребенок не сможет продолжить ваше дело или он не мечтает работать в семейном бизнесе, то не настаивайте, вернитесь к п. 11, перепроверьте гипотезу с помощью внешних помощников и психологов.

Совет: династию продолжать надо,  предварительно приняв родительское решение, что ребенок будет достойным продолжателем семейного дела.

15. Выбирать профессию «назло» или в качестве доказательства своих способностей

Представьте ситуацию, что в школе произошел конфликт ребенка с учителем. Ребенок решил доказать, что его сил хватит для поступления и поступает. Конфликт решен, способности продемонстрированы, результат достигнут. Что дальше? Разочарование и поиск себя.

Совет: если вы понимаете, что выбор профессии происходит из-за конфликтной ситуации, то помогите ребенку решить конфликт и не соотносить эту ситуацию с построением своей будущей карьеры.

15 ошибок выбора профессии

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *