Есть гипотеза, что необходимо проводить консультации по профориентации школьников совместно с родителями дают положительный результат.
Изменения информационного поля происходят на моих глазах:
- родитель уже не так сильно давит своим авторитетом;
- начинает слышать ребенка и действовать в его интересах;
- становится партнером в принятии решения, а не вершителем детской судьбы.
Я буду сознательно использовать именно такую форму консультирования и вот почему.
Недавно ко мне на консультацию пришла мама (на минуточку Директор по персоналу) со школьником десятиклассником.
Для меня проблема состояла в том, что выбор ими уже был сделан:
- мамой — что он останется в Курске или уедет в близлежащие регионы:
- сыном — что он хочет работать в области IT-технологий, например разрабатывать сайты.
Первая моя мысль была — чем я могу быть полезна, если все уже решено? Но перед коллегой нельзя было упасть лицом в грязь и мы начали работать.
Вопрос: можно ли изменить свое решение в выборе профессии, если выбор уже сделан?
Я для себя обозначила работу в трех направлениях:
- найти новую технологию для выбора профессии, потому что мои стандартные технологии в данном случае оказались нерабочими и пришлось все обнулить.
- наполнить информационное поле ребенка и родителя текущими изменениями на рынке IT-профессий, подтвердить мою информацию фактами, статистикой, публикациями и примерами.
- выяснить сильные — слабые стороны ребенка, его интересы — равнодушие и простроить гипотезы как его знания, навыки и умения можно встроить в экономику будущего.
Что мы сделали в итоге:
- мы составили интеллект-карту тех сфер экономики, где будут встроены IT-профессии будущего.
- отсекли те отрасли, которые потенциально не интересны моему клиенту (при этом заметьте, он сам ручкой вычеркивал то, что ему не нравится).
- мы получили две потенциально интересные отрасли.
Обсудили мы также и профориентационные ошибки, которые может допустить семейный дуэт в вопросе профориентации.
Выводы:
- выбор после консультации кардинально отличался от первоначальных установок;
- родитель уже не настаивал на обучении ребенка в учебном заведении по территориальному признаку;
- началось совместное обсуждение развития карьеры в профессии, при этом компетенции директора по персоналу — мамы только им в помощь!!!
Но на этом работа не закончилась, а только началась…
Потому что через полгода возможно придется проводить такую же итерацию, но уже с другими вводными данными. И чем больше будет таких итераций, тем сильнее будет повышаться осознанность ребенка в выборе профессии.