Развитие школьника в области профориентации. Возможно ли это в России? Я целый год изучала тему профориентации в зарубежных странах. И однажды наткнулась на программу профориентации, которую проходят американские школьники.
Что особенно удивило:
- Вся профориентация выстроена в четкую систему подготовки школьников ко взрослой жизни.
- С 6 по 11 (12) класс регулярно проводятся мероприятия, направленные на изучение рынка труда и мотивации к самостоятельному решению
- Ежегодная нагрузка по профориентации составляет 30 часов, т.е. 3 полноценных часа ежемесячно
- Вся программа рассчитана на интеграцию школьника в инфраструктуру штата или города, в институты и колледжи. Много мероприятий ориентированы на проведение совместных мероприятий со студентами.
- Кроме мероприятий о рынке труда и системе образования много тренингов проводится на тему развития личных качеств - ответственности, тайм-менеджмента, лидерства, нетворкинга и т.п.
Все уроки сгруппированы в блоки:
- внешкольное образование
- образование в колледже
- высшая школа и развитие квалификаций
- базовые компетенции
- осознание
- межотраслевые компетенции
- академическое право
- финансовое право
Вот несколько мероприятий по профориентации для учеников 6 класса:
- развитие карьеры в своем городе
- тайм-менеджмент
- эффективная подготовка к экзаменам
- список моих карьерных возможностей
- карьера во всем мире
- изучение моих карьерных интересов
- экскурсия в колледж
А всего их в плане 30 !!! Ежегодно для каждой возрастной группы.
А вот выдержки из профориентационного плана для школьников 11 класса:
- куда я пойду после 11 класса
- краткосрочные формы обучения
- личные черты характера
- выбор образа жизни
- создание базовой матрицы компетенций
- рынок труда
- семейное обсуждение карьерных планов
В выпускном классе запланировано до 40 различных мероприятий, учитывая задания на летние каникулы!
Как обстоят дела с развитием у школьников профориентации в наших российских школах?
Большинство родителей и старшеклассников рассказывают практически одинаковые ситуации:
- профориентация в школе носит формальный характер
- проводится учителями лишь для выполнения их методических планов
- встреча с психологом заканчивается тестированием и списком профессий
- встречи на предприятия носят непостоянный характер и имеют скорее всего обзорную цель, нежели образовательную.
- непосредственно об особенностях профессий ребенок практически ничего не узнает
И весь груз ответственности ложится на родителя.
Очень много родителей, видя этот провал в системе образования, самостоятельно начинают погружаться в тему профориентации. Кто-то создает инженерные школы, кто-то клубы по лидерству, кто-то берет франшизу по обучению навыкам программирования. У каждого родителя свой рецепт. Ведь все желают одного – прекрасного будущего для своего ребенка.
Так, в феврале 2019 года по инициативе родительницы из Москвы, Натальи Новиковой, я проводила профориентационную игру «Вселенная профессий» для учеников 2 класса Тимирязевской школы. Местом проведения была выбрана Точка Кипения в Москве. Наталья создала группу в Фейсбуке Профессии будущего, где регулярно публикует материалы о мероприятиях для класса своего сына.
Вот как это прошло:
Нужна ли родителям помощь в профориентации?
- Если родитель хочет самостоятельно заниматься профориентацией, но не знает как
- А если просто некогда искать информацию в интернете и нужны просто готовые инструкции и шаблоны.
- Многие родители тоже не знают о текущих тенденциях рынка труда
- Как правильно составить план профориентационных работ?